О ХРАМЕ

Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого благоверного князя Александра Невского

ü«ú«∩ó½Ñ¡¿∩ ìá ÄßΓα«óÑ-16

Богослужения, совершаемые в зимнее вре­мя в тесном и низком подклете древнего храма, уже не соответствовали запросам нового време­ни и прихожане стали высказывать пожелания о строительстве новой теплой церкви.  Летом 1901 года губернским архитектором Иваном Ивановичем Окербломом был составлен про­ект, и 22 августа этого года он был рассмотрен и одобрен строительным отделением ЯГП.

Для финансирования работ по строитель­ству в первое время были обменены банковские билеты церковного капитала на три тысячи ру­блей. В это же время различные суммы жертво­вались и благотворителями. Среди вкладчиков московская купчиха Таисия Щукина, крестьян­ка деревни Гаврилково Маремьяна Васильева, крестьянин деревни Федотово Василий Поздняков, Романов-Борисоглебский мещанин Николай Ефимов. Средства передавались на строительство от приходского попечительства и Хопылевского сельского общества. Среди жертвователей были и неизвестные лица. В 1905 году производилась подписка среди прихожан, когда каждый желающий обозначал в подпис­ном листе сумму, которую он был обязан пере­дать на строительство в течение определенного времени.

Осенью 1903 года для строительства церк­ви на кирпичном заводе заводчика Корнилова в деревне Песочное было закуплено более 100 тысяч штук кирпича и вывезено на берег Волги. В апреле 1904 года началась подготовка места для закладки новой церкви. Для этого была ра­зобрана старая каменная сторожка в церков­ной ограде и в мае месяце заключен договор с подрядчиком кладочных работ крестьяни­ном Константином Тороповым на устройство бутового фундамента и кладку стен церкви. При закладке здания была заложена медная доска с памятной надписью о происходящем событии. К окончанию этого строительного сезона подрядчиком под наблюдением архи­тектора Окерблома были выложены стены и сведен свод, на что было израсходовано более 280 тысяч штук кирпича. Все кузнечные рабо­ты по варке связей велись местным кузнецом Александром Афанасьевым, а крестьянином Иваном Харитоновым изготовлялись метал­лические решетки в окна. Уже в ноябре 1904 года крестьянином Костромской губернии Алексеем Григорьевым была устроена обре­шетка крыши, изготовлена деревянная шея под главу с обшивкой её тесом. Кровельщик Яков Сумеркин закончил кровельные работы весной 1905 года. Тогда же с завода Дунаева было завезено 60 тысяч штук кирпича. В этот строительный сезон были закончены все обще­строительные работы, и началась подготовка к установке иконостаса и устройству прочего благолепия храма.

В марте 1907 года в Санкт-Петербург были отвезены заготовленные для написания икон доски и заключен контракт с резчиком Павлом Никандровичем Шушариным на изготовление иконостаса. В сентябре этого года в типогра­фии Никитина в Рыбинске были напечатаны 500 приглашений на торжества по случаю ос­вящения вновь построенного храма.

ü«ú«∩ó½Ñ¡¿∩ ìá ÄßΓα«óÑ-16 1Новый теплый храм Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца и Святого благо­верного князя Александра Невского согласно проекту, представлял собой перекрытый дере­вянным накатом прямоугольный бесстолпный объем. С восточной стороны его продолжа- етпрямоугольная же алтарная часть с неболь­шой полукруглой апсидой, а с западной сторо­ны — квадратная в плане небольшая паперть. На деревянном перекрытии проектировалась обширная глава на деревянном же барабане. При строительстве, по желанию строителей, в прямоугольный объем церкви дополнительно была введена одна оконная ось с западной сто­роны, и деревянный накат заменен кирпичным сводом. В завершении храма также была вы­строена крупная центральная глава, а по углам четверика устроены четыре небольшие деко­ративные главки. Фасады церкви завершались треугольными фронтонами с пилястрами и оформлялись эклектичным декором. Размеры выстроенного храма, кроме паперти: длина -21 метр ширина — 13 метров высота — 17 метров, паперть имела длину и ширину по 2 метра и вы­соту — 5 метров.

В алтаре церкви находились живописные изображения на полотне, вставленные в золо­ченые рамы: «Молящийся Спаситель», Божия Матерь и Воскресение Христово. Столярной работы резной трехъярусный иконостас имел, написанные по золотой чеканке иконы. Резные царские врата имели также шесть традицион­ных изображений, написанных на золотом че­канном фоне. С правой стороны царских врат находился Нерукотворный Образ Спасителя. Далее был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца, рядом с ним находились южная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Лаврентия и далее образ святи­теля Димитрия Ростовского. С левой стороны царских врат в иконостасе был помещен об­раз Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом с которым находилась Казанская икона Божией Матери и далее северная дверь ико­ностаса с изображением на ней архидиакона Стефана. Завершала здесь местный ряд икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми.

В центре второго яруса иконостаса находи­лось изображение Тайной Вечери, по сторонам которого располагались Воскресение Христово и семь избранных икон двунадесятых праздни­ков. В центре третьего яруса был помещен образ Святой Живоначальной Троицы, по сторонам которого находились четыре избранных образа апостолов и святой благоверной княгини Ольги и мученика Феодора.В разных местах церкви, в простенках окон, были поставлены стоячие киоты, в которых располагались многие иконы, большинство из которых были особо написанными для но­вой церкви на золотом чеканном фоне. Здесь было несколько изображений святого благо­верного князя Александра Невского, святи­теля Гермогена, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподобного Феодосия Угличского, великомученика Пантелеймона, святите­лей Московских Петра, Алексия, Филиппа и Ионы, апостола и евангелиста Марка. Среди икон был также образ с избранными святы­ми мученицами Александрой, Татианой и княгиней Ольгой, а также несколько икон Божией Матери: «Казанская», «Нечаянная Радость», «Всех Скорбящих Радосте» и об­раз Благовещения Пресвятой Богородицы. В центре храма с правой стороны в особом ки­оте помещался местно-чтимый образ Божией Матери «Боголюбская» старинного письма, который переносился сюда в зимнее время.

Вокруг церквей и старинного кладбища была устроена особая ограда. В конце XVIII — начале XIX веков здесь ещё сохранялась старая рубленая ограда древнего монастыря, кото­рая неоднократно ремонтировалась, но в 1822 году она настолько обветшала, что уже ремон­тировать её не было ни какого смысла. Тогда прихожане, не имея средств на строительство новой ограды, обратились с воззванием о по­мощи к бывшим прихожанам, проживавшим в Санкт-Петербурге. В воззвании говорилось: «если кто почитает Святую и Апостольскую церковь, и помнит родителей своих, лежащих при храме Господнем, то просим не оставить кто, что может пожертвовать на построение ограды, которая теперь совершенно приходит в ветхость, в рассуждении чего священнику означенной церкви Александру Неофитову доверяем, что кто пожертвует при расписках верно доставить. В чем под сим во уверение и подписуемся генваря 1822 года». Среди под­писавших этот документ были члены причта и наиболее уважаемые прихожане. Среди них, сельца Бурнаково капитан-лейтенант Николай Ушаков, сельца Фроловского господин Агей Кузьмин, майор Николай Меркуров. Они были и первыми жертвователями, внесшими по 25 рублей ассигнациями, а Николай Ушаков по­жертвовал двойную сумму, сделав в особой сборной книге такую запись: «Оную сумму жертвую собственно сам по себе, но естли слу­чится какая общая повинность, как нащот ка­кой, такую так и протчего обязуюсь наровне с мирянами».

Первая запись в книге пожертвований говорит о внесении 50 рублей капитан-лей­тенантом Фёдором Ушаковым. В феврале 1822 года 100 рублей вносит «по усердию сво­ему» Петербургский купец 1-й гильдии Лука Гаврилович Таиров. Бывший прихожанин кре­стьянин деревни Пеньково, а ныне записав­шийся в Петербургское мещанство Никифор Игнатьев объявил о пожертвовании им в 1822 году 5000 рублей, из которых им было отосла­но со священником Александром Неофитовым 200 рублей, а остальные объявленные средства он обязывался платить «по возможности», о чем им была дана соответствующая расписка.

Дважды в 1822-1823 годах было дано благо­словение правящего архиепископа Симеона на сбор подаяния в городах и селах Ярославской епархии. На двухнедельный сбор в Санкт- Петербургской епархии вянваре1822 года было дано благословение и тамошнего митрополита.

Весной 1824 года заключается договор с подрядчиком Даниловского уезда вотчины Анны Ярославовой деревни Дуркова крестьянином Степаном Шарохиным на строительство новой церковной ограды. Согласно договору ограда должна была быть глухой из кирпича с двумя святыми воротами и калитками с карнизами и колоннами. Высота и ширина тех ворот с ка­литками должна быть 6,4 метра, на них должно быть по одной главе опаянной белой жестью, а толщина главных ворот должна составить 2,13 метра, а калиток — 1,42 метра. На углах той ограды должны быть выстроены четыре баш­ни диаметром 2,13 метра и высотой 3,55 метра с покрытием их деревянными куполами «со шпилечками». Общая длина возводимой огра­ды, вместе с башнями и воротами, предполага­лась 469 метров, толщина стены у цоколя 0,71 метра, высота 1,78 метра, а через каждые 4,26 метра должны быть поставлены столбики «со впадинами», которые должны выступать выше прясла ограды на 10 сантиметров. Кирпичная стена, между столбиками украшалась «восьми­гранными впадинами, или какими им заблаго­рассудится прихожанам», поверху вся ограда должна была быть покрыта кирпичом «на две стороны окатом». Для строительства, на земле отведенной ему прихожанами, подрядчик дол­жен был выстроить кирпичный завод, где кро­ме ограды дозволялось ему делать кирпич «на вольную продажу» в течение трех лет, а старую деревянную ограду получить ему для обжи­га кирпича. Окончить все работы подрядчик должен был в течение одного строительного сезона.

По какой-то неизвестной причине условия договора были не исполнены, и строительство церковной ограды началось в 1835 году и про­должалось до окончания строительного сезо­на 1837 года. Работы исполнялись в несколь­ко этапов разными подрядчиками. В 1835 году начал крестьянин деревни Меншиково Илья Осипов, которым была заложена и вы­строена часть ограды длиной 87,3 метра со святыми вратами и угловой башней. Для этого приобретался кирпич в Рыбинском уезде у кре­стьянина Анисима Мартьянова и у местного помещика сельца Бурнакова капитана Степана Рослова. В 1836-1837 годах работы были про­должены и закончены крестьянином Романово- Борисоглебскогоуездад.Елизарово Козьмой Петровым. Дополнительно, в ней, с северной стороны была выстроена каменная келья, а с южной, надстроены и отремонтированы каменные торговые лавки, существовавшие при старой ограде. В это время новопостро- енная ограда с башнями была окончательно отделана с покрытием железом и обелкой стен известью. Тогда же и сама церковь Богоявления вместо сплошной побелки стен получила двух­цветную окраску — «по приличным местам» ло­патки и некоторые другие части фасадов были окрашены желтой охрой.

Для жительства членов причта были вы­строены четыре деревянных дома: для священ­ника, двух псаломщиков и жительства церков­ного сторожа. На вакансии псаломщика, с 1884 года по ходатайству церковного старосты была учреждена должность диакона, на содержание которого крестьянином деревни Чернышкино Алексеем Меркуловым был пожертвован бан­ковский капитал в 4000 рублей и 1000 рублей на строительство церковного дома.

© А.В. Михайлов, 2016

______________________________________________________________________________________________________________

По материалам книги: Михайлова Александра Владимировича «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016.

 

 

(457)

Перейти к верхней панели